Почему фильм “DOOM” имеет такое название – я не понял. Люди с пушками – ну да, зомбики – да, какие-то монстры непонятной наружности – тоже да. Но почему “DOOM”? Почему не “Обитель зла 3”? Или не “Особь” какая-нибудь?
Зачем придумывать всякое такое, чего в оригинальной игре не было? Ни в 1993 году, ни в 2004. Какие-то хромосомы, генетические мутации, вампирские способы перевоплощения. Нафига это? Чтобы было что-то более похожее на реальность? Чтобы сюжет был насыщенней? Нужен ли вообще этот сюжет в том, о чем должен быть фильм?
Что было в игре? Прорыв потусторонних сил в наш мир. Самого ада с его силой, страхом и перспективой кончины всего живого, а не только человечества. Когда мир подвергается такой опасности, какой может быть только пришедшее извне.
Что в кино? Исследования ученых, приведшие к мутации одного смертника. Он начал кусать других, они следующих. Причем достаточно медленно, немассово. Народ потихоньку начал превращаться в хрен знает кого. Зачем-то убивать остальных, ходить везде и прятаться в темноте. Какой в этом смысл? Да хрен его поймешь. Придурки ученые что-то сделали, что, как обычно бывает в фильмах, привело к нехорошему. Клише такое. Срочно нужно заслать морпехов и всех пристрелить. И конечно же, захватить всю самую секретную ученовскую информацию. Это самое важное.
Задрали. Таких фильмов – десятки. Все одно и то же. Меняются только рожи главных героев, объяснялки причин и целей научных идиотов и облик кошмарных зверушек. Скукота. Хорошо, если хотя бы удастся качественно все это заснять. Нагнетание пугающей атмосферы, неожиданные зверские убийства, динамичные рубилова и перестрелки, с юмором, с эмоциями, с хорошей музыкой, с качественными спецэффектами и декорациями. Чтобы без глупостей в сюжете и в технических деталях главных мыслей.
Однако это бывает редко. Как и в этом фильме. Смотрится все как-то дешево. Обстановка совершенно нереальная. Не верится, что там жили и работали люди. Даже в игре DOOM 3 ощущение причастности было большим, чем тут. Костюмы монстров – не по современным меркам, деталей практически не видно. Снято в стиле: показать во всю красу не получится, ибо будут видны глюки, но вот вам пару смазанных кадров быстро промелькнувшей тени.
Музыки, которая обязана в таких фильмах создавать напряженную атмосферу, вести настрой зрителя в нужное для каждой сцены русло, – нет. Может она там и была, но я ее не слышал, хотя и специально прислушивался.
Отчаянных перестрелок нет. Самого отчаяния тоже нет. Нет ни жуткого страха, ни самоуверенных порывов раздолбать гадов, ни стремления сбежать. Вообще ничего нет. Чего-то ходят, чего-то разговаривают. Даже любовной линии и той нет (что для Голливуда очень подозрительно). Даже не знаю, чего еще нет. Мозг не может зацепиться в фильме вообще ни за что. Только две минуты съемок от первого лица – это здорово. Это единственно, что действительно порадовало в фильме. В эти две минуты нет ни сюжета, ни идиотских базаров, ни слюней, ни сомнений. Автомат и вид из глаз. И убийство за убийством, без сомнений, без колебаний. Бег по коридорам на помощь. Бег через трупы. Вот так нужно было снять все кино. Вот это и есть DOOM.
Какой он был в игре? Один человек – много тварей. Ты идешь сквозь них, сколько бы их не было. Сначала не много, потом толпы. Когда становится трудно, появляется новый девайс. Ружье, пулемет, двухстволка, базука, плазмаган, БФГ. Монстры становятся все могучей, ты становишься все уверенней. Один против армии ада. Никого нет. Если ты умрешь, умрут все. Но тебе наплевать на это. Тебе нужно просто дойти туда, куда ты идешь. И не важно сколько гадов стоит у тебя на пути, ты – тот, который порвет их всех.
А что в кино? За полфильма с трудом завалили пару импов. Тех, кого в игре изничтожали десятками за несколько секунд. И кроме импов никого и нет. Была одна свинка, была пара кого-то похожих на баронов. Но где шкваркающий огонь из лап, где летающие языки пламени? Нет, ибо это всего лишь мутировавшие люди. Не дети ада. Не сверхсущества.
Сама идея прорыва преисподней намного потенциальнее какой-то мутации. Нет никаких ограничений на сценарий вообще. Расписывай сцену за сценой как хочешь. Не надо ничего научно объяснять, не надо ничего логически выстраивать. Ибо это абсолютное зло. А какое оно может быть? Кто знает точно? Никто. Придумывай, чего хочешь. Любое его проявление, любых его тварей.
Импы. Пусть лезут стаями, швыряются своими огненными шарами, пусть дохнут под шквальным огнем. Пусть вылезают снова и снова, пока идет кино. Количество спецэффектов можно заделать такое количество, что зритель каждые пять секунд будет писаться себе в стаканы с кока-колой.
Или на пути встречается, например, арчвил. Сам оранжево-желтый, горящий, распространяющий вокруг себя огонь, выжигающий комнату целиком. Ты начинаешь его гасить. На тебя одновременно лезут кучи мелких скотин, которые дохнут под перекрестным огнем. Ты изловчаешься и зашибаешь арчвилу прямо в кумпол из рокетлаунчера. Он как-нибудь эффектно дохнет, разнося пламенем окружающих его монстров. Небольшая пауза и пугающий звук сзади. Резко поворачиваешься и видишь еще одного такого же. Он стоит в куче наделанной тобой трупов огненно-красный. Трупы начинают оживать, встают и опять идут на тебя…
Каждую тварь можно обыграть так, что геймеры-фанаты вышли бы на массовые митинги с требованиями о немедленной выдачи пятнадцати Оскаров. Скелеты, манкубусы, какодемоны наконец. Какой DOOM без какодемонов?!
Часть сцен – динамика, часть – пугающая тишина и неизвестность, еще часть – страх и схождение с ума. И вперед, вперед, вперед. За каждым углом что-то новое, за каждым проемом – неизвестное. И постоянное мочилово. Вот такой должен быть DOOM.
Кино скучное. Постоянно хотелось шутить, чтобы себя развлечь. Когда мужику вкалывали 24`ую пару хромосом, хотелось сказать, что сейчас он тоже превратится в импа, только в белого и пушистого. Или вскричать, когда бабенка разрезала трупы для исследования: “Боже мой, у них коньюктевит!” (с) Саут-Парк. Постоянно хотелось, чтобы в очередном темно-сером коридоре с разлитой темно-зеленой жижей, в этом полутемном мраке вдруг вышли ярко-синие фашисты с 31`ого уровня. Все в выглаженных пиджачках, накрахмаленные, отрядом.
И вообще дурдом. Вроде будущее, а техника вся доисторическая уже даже для нашего времени. Crt-мониторы, плеер-диктофон размером с десяток современных мп3-плееров. Такие же проблемы с аккумуляторами для фонариков. Вот он прогноз на развитие топливных элементов! Дохнут фонарики точно также, как и дохли всегда.
Очень мало оружия. Базуки нет вообще, плазмагана тоже нет. Из БФГ`и пальнули два раза и все мимо. Монстров тоже мало. Где кибер-демон, где здоровый паук? Зато много байды про спасение. “Люди всего мира в опасности!” (c) КомедиКлаб… Тьфу.
Но доктор Кармак – это прикольно, согласен.
p.s. Показателен тот факт, что народ в кинотеатре постоянно посмеивался… а не сидел сжатый от ужаса. Такая вот была у фильма атмосфера.
p.p.s. По сюжету они там в конце вдвоем с девчушкой поднимаются обратно к себе. На Землю, на родину. В принципе можно и “Hell On Earth” забацать. С двустволкой.