Все рассматриваемое будем вести с некоторых позиций, отвечающих за некий взгляд на стереотипы. Основная их цель – дать описание предмета точки зрения обывателя под углом нашего (моего) взгляда. Будем основываться на следующем: Человек – это особь своего вида, гомо сапиенс. То есть он – некое животное, получившее в результате эволюции дополнительную систему репрезентации (язык или вербальная система). Наличие в сознании двух более-менее независимых репрезентативных систем называют разумом (кроме языка, у человека, как и у остальных животных, есть сенсорная система мышления, основанная на органах чувств). Однако разум – лишь малая часть человека, ничтожно малая, поэтому к человеку применимы все знания о развитии биологической единицы, как независимой, так и внутри некого общества. В частности, как характерно для большинства млекопитающих, человек рождается с минимальным набором умений. Грубо говоря – это инстинкты. Инстинкт – это реакция организма на некие сочетающиеся параметры в его текущем состоянии. Типа: увидел движущийся предмет – среагировал, увидел сексуальный объект – среагировал, почувствовал голод – среагировал. И т.д. Это очень простые процессы типа стимул – реакция. Реакция, естественно, в каждом случает своя и выражается в создании в организме неких побуждающих к определенным действиям ощущений. Точно такие же процессы могут возникать в процессе воспитания (все дружно вспоминаем профессора Павлова с его собачками), но не надо их путать с инстинктами. По характеру и виду процессов – они очень похожи, однако инстинкты чаще гораздо сильнее и их очень трудно подавить воспитанием. Под воспитанием будем понимать все. Все, что происходит в человеческой жизни. Опять грубо говоря, любое событие в той или иной мере влияет на развитие человеческой личности (сознание и подсознание). Одни события сильнее, другие слабее. Человек рождается ничего не могя. Благодаря инстинктам “любопытства”, “повторения за взрослыми” он начинает день за днем приобретать собственные навыки без понимания того, что это за навыки и зачем они нужны. Только лишь постепенно накапливая ежедневно полученные знания, человек начинает их самостоятельно упорядочивать в некий опыт. Начиная с самого детства, когда про разумность детеныша говорить еще и не приходится. Дальнейшие знания начинают уже проходить через “фильтры” имеющихся, для облегчения и ускорения операций. Поэтому очень важна начальная составляющая воспитания, которая практически всегда зависит в полную меру от родителей человечка (он больше ни с кем практически не контактирует). Человек живет в обществе. В некой социальной структуре, которую тоже можно рассматривать как некое эволюционное развитие. Слабые социальные структуры умирают, сильные – выживают, распространяя себя на все большие территории. В любом обществе всегда имеется одно очень важное противоречие. То, что необходимо отдельному его члену, исходя из его биологической природы, очень не выгодно всему обществу в целом. Чтобы это противоречие не разрушало современный уклад людей, они в результате длительного воспитания множества поколений пришли к неким абстрактным понятиям типа “мораль”, “вера” (не религия и религия тоже), “правила поведения”, даже “этикет”. То есть некие ограничения в поведении и (главное) мышлении людей, запрещающие им делать все, чего они желают. Абстрактность заключается в том, что в каждом обществе эти понятия могут очень значительно отличаться. Более того, в любой социальной структуре диапазон от “хорошего” до “приемлемого” может быть еще больше. И главное – нарушение этих неписанных ограничений порицается в большинстве случаев только лишь “на словах”. И практически всегда неосознанно поощряется на биологическом (подсознательном) уровне (об этом как-нибудь отдельно). Человеческую личность будем разделять на сознание и подсознание. Сознание – это жалкие единицы процентов, очень узкий набор восприятия, на который обращено текущее внимание. Подсознание – мощный архив опыта, основной инструмент эффективного поведения и мышления. Все, что мы умеем отлично делать (или думать), мы делаем автоматически и подсознательно. В сознание попадает лишь результат или критические ситуации не встречавшиеся ранее (или редко) и поэтому не упорядоченые и не интегрированые в подсознание. Вообще любое “сознательное” обучение у взрослого человека происходит следующим образом: он сознательно повторяет какие-либо процессы до тех пор, пока не научится это делать настолько хорошо, что данный опыт может быть полностью обработан подсознанием. То есть сознание освобождается от данного вида деятельности, ибо оно слабо и ему всегда есть чем заняться еще. Через некоторое время сознание вообще может не вспомнить как, чего и зачем это делается, отмечая лишь факт удачного исполнения. Именно поэтому большинство профессионалов своего дела часто совершенно не могут объяснить своего эффективного поведения (мышления). Про “подсознательное” обучение тоже понапишем как-нибудь отдельно. Это, если кратко об азах о человеке и его развитии. Что же касается стереотипов, то самое важное в их рассмотрении будем видеть в том, какая в них польза. Любое человеческое поведение несет в себе позитивное намерение*. В том числе и способность определенным образом мыслить. Отчего получаются в нашем обществе различные стереотипы – очень интересная и познавательная штука. Однако еще интересней, какую пользу можно извлечь в результате отказа от них. От “полезных” стереотипов. Поскольку мы уже поняли, что кроме “множества польз” для конкретной личности, бывает “множество польз” для общества, которое “навязывает” свои собственные “критерии полезности”. На практике – это совсем не так, однако люди, воспитанные в данном обществе, не только об этом не знают, но и будут рьяно отстаивать его интересы как основополагающие в их жизни. Такова жизнь. В дальнейшем такие обороты в кавычках, как выше, будем писать обычным текстом. Кавычки означают лишь то, что это некие абстрактные процессы и понятия, которые могут быть совершенно различными и к тому же сильно растянутыми во времени.
* Напомню – это есть описание наших аксиом, не подвергающихся рассмотрению, данные здесь как данность. См. также пресуппозиции нлп.
|